Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Пензенское
МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
протокол от 30.08.2021 № 1
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол от 30.08.2021 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от 02.09.2021 №123-ОД
СОГЛАСОВАНО
Советом старшеклассников
протокол от 02.09.2021 № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (далее – Положение) в МБОУ СОШ с. Пензенское регулирует порядок
организации и ведения образовательного процесса с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
− Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
− приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
− СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
1
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
− локальными нормативными актами МБОУ СОШ с. Пензенское (далее –
Школа);
с учетом:
− приказа Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103;
− письма Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04;
− письма Минпросвещения России от 16.11.2020 № ГД-2072/03.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
1.3.1. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.3.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.3.3. Платформа дистанционного обучения (далее – ПДО) –
информационная система, предназначенная для планирования, проведения и
управления учебными мероприятиями в рамках дистанционного обучения.
ПДО должна обеспечивать идентификацию личности обучающегося и контроль
соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется
оценка результатов обучения.
1.3.4. Электронное занятие – вид учебной деятельности, который предполагает
использование педагогом и обучающимся средств электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. В форме электронного занятия могут
проходить уроки, лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы,
контрольные работы и другие виды деятельности в соответствии с образовательной
программой Школы.
1.4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
− предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные
программы независимо от местонахождения и времени;
− повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий
обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
− увеличения контингента обучающихся по образовательным программам,
реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
2
1.5. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления
образовательной деятельности является место нахождения Школы независимо от
места нахождения обучающихся.
2. Компетенция Школы при применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ
2.1. Школа вправе применять электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ в
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и
формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
2.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий,
обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
2.3. Основными элементами системы электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий являются:
− образовательные онлайн-платформы;
− цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных
сайтах;
− видеоконференции, вебинары;
− e-mail;
− облачные сервисы;
− электронные носители мультимедийных приложений к учебникам,
электронные пособия, разработанные с учётом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
2.4. Основой целью применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности
освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или
месту их временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для
обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному
учебному плану при закреплении материалы, освоении новых тем по предметам и
выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.5. Использование электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий способствует решению следующих задач:
− создание условий для реализации индивидуальной образовательной
траектории и персонализации обучения;
3
− повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
− открытый доступ к различным информационным ресурсам для
образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
− создание единой образовательной среды Школы;
− повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация
самостоятельной работы обучающихся;
− повышение эффективности организации учебного процесса.
2.6. Основными принципами применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий являются:
− принцип доступности, выражающийся в предоставлении
всем
обучающимся возможности освоения программ основного общего, среднего общего
образования непосредственно по местожительству или месту временного пребывания;
− принцип персонализации, выражающийся в создании условий
(педагогических, организационных, технических) для реализации индивидуальной
образовательной траектории обучающегося;
− принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды;
− принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в
конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения;
− принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
− принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.7. Основными направлениями деятельности являются:
− обеспечение возможности применения в учебной деятельности
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
− обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю
и промежуточной аттестации по ряду учебных предметов;
− обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
− обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях,
олимпиадах, конкурсах.
2.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не
предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
4
2.9. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Школа самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
− создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся;
− обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения
условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка
результатов обучения.
3. Организация образовательного процесса с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в Школе
3.1. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий применяется для реализации основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а
также программ дополнительного образования.
3.2. Для обеспечения обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий Школа:
− назначает ответственного;
− организует необходимую методическую поддержку обучающихся,
родителей (законных представителей) и работников Школы по вопросам
дистанционного обучения;
− оказывает информационную поддержку обучающимся, родителям
(законным представителям) и работникам Школы, в том числе знакомит с
необходимыми дистанционными ресурсами;
− осуществляет контроль процесса дистанционного обучения, анализ и учет
результатов дистанционного обучения.
3.3. При использовании электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий осуществляются следующие виды учебной деятельности:
− самостоятельное изучение учебного материалы;
− учебные занятия;
− консультации;
− текущий контроль;
− промежуточная аттестация.
3.4. Организация обучения с использование электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в Школе осуществляется по двум
моделям:
5
− модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися (онлайн);
− модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися (офлайн).
3.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе
которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и
технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических
возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
3.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
− обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах
на заключительных этапах;
− обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
− обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине
(болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);
− обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
3.7. При реализации образовательных программ с использованием
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание
занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Окончание занятий
– не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока – 30 минут.
3.8. Общее количество занятий в течение учебного дня при непосредственном
осуществлении взаимодействия (онлайн) педагога с обучающимся для 5-8 классов – не
более 2-х уроков, для 9-11 классов – не более 3-х уроков.
3.9. Во время занятий должная проводиться гимнастика для глаз. Для
профилактики нарушения осанки во время занятий должны проводиться
соответствующие физические упражнения.
3.10. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
3.11. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводится учителями.
Они используют формы проверки и контроля знаний, предусмотренные
образовательными программами и положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ
СОШ с. Пензенское. Оценивание планируемых результатов, обучающихся
осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой в Школе.
6
Регламент организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
период карантина(ограничительных мер) в МБОУ СОШ с. Пензенское
1. Настоящий Регламент устанавливает единые подходы и правила реализации
в МБОУ СОШ с. Пензенское общеобразовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период
действия карантина/ограничительного режима.
2. Настоящий Регламент разработана в соответствии с:
1. п. 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
− методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
3. Директор Школы на основании указаний вышестоящий органов издает приказ
о переходе на обучение с использованием электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий всей Школы или отдельных классов и организации
особого санитарно-эпидемиологического режима в Школе (классе).
4. Во время карантина/ограничительных мер деятельность Школы
осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность
педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой,
расписанием учебных занятий, деятельность иных работников – режимом рабочего
времени, графиком сменности.
5. Заместители директора:
5.1. Организуют разработку мероприятий, направленных на обеспечение
выполнения образовательных программ обучающимися, находящимися на обучении с
использованием электронного обучения, дистанционных образовательныхтехнологий.
5.2. Готовят проект перечня учебных предметов, элективных курсов, занятий
внеурочной деятельности, которые могут быть освоены в данном режиме
самостоятельно офлайн).
5.3. Определяют совместно с педагогами систему организации учебной
деятельности с обучающимися во время карантина/ограничительных мер: перечень
образовательных платформ, сервисов и ресурсов, виды, количество работ, сроки
получения заданий обучающимися и предоставление ими выполненных работ, формы
контроля, обратной связи с обучающимися и т.п.
5.4. Составляют расписание онлайн/офлайн уроков и консультаций.
5.5. Размещают оперативную информацию на официальном сайте Школы.
7
5.6. Обеспечивают информирование всех участников образовательных
отношений об организации работы во время карантина/ограничительных мер через
сайт Школы, АИС «Сетевой город. Образование».
5.7. Организуют беседы, лектории для родителей, лектории для родителей
(законных представителей) обучающихся о соблюдении карантинного режима с целью
обеспечения сохранности жизни и здоровья детей, консультируют по вопросам
организации обучения с использованием электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
5.8. Разрабатывают рекомендации и проводят инструктажи по организации
учебно-воспитательного процесса с использованием электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий,
организуют
методическое,
организационное сопровождение педагогов, работающих в данных условиях.
5.9. Обеспечивают текущий контроль и учет:
5.9.1. рабочего времени педагогов;
5.9.2 своевременного внесения заданий в АИС «Сетевой город. Образование»;
5.9.3. использования образовательных технологий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий;
5.9.4. обратной связи педагогических работников с обучающимися и их
родителями (законными представителями) посредством электронной почты, через
официальные ресурсы, собеседование в режиме онлайн-общения;
5.9.5. своевременного заполнения электронного журнала и выставления
отметок;
5.9.6. оперативно отражают информацию о ходе реализации образовательных
программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий на официальном сайте Школы.
6. Классные руководители:
6.1. проводят
разъяснительную
работу
с
родителями
(законными
представителями), доводят информацию о карантинном режиме в классе и его сроках
через любые доступные виды электронной связи;
6.2. проводит мониторинг технических возможностей вверенного класса;
6.3. доводят информацию до обучающихся и их родителей (законных
представителей), где и как получить задание (онлайн, офлайн, «пакетно»), как
осуществить обратную связь с учителями-предметниками на период карантинного
режима с целью выполнения программного материала, в том числе в дистанционном
режиме;
6.4. осуществляют ежедневный контроль вовлеченности учащихся в процесс
обучения с применением дистанционных образовательных технологий и
самоподготовки (офлайн, «пакетно»), а также выявление и учет детей, пропускающих
занятия по болезни;
6.5. осуществляют
оперативное
взаимодействие
с
родительской
общественностью по вопросам учебной занятости и организации досуга обучающихся
класса;
8
6.6. информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной
деятельности их детей в период обучения с применением дистанционных технологий
и самостоятельной работы обучающихся.
7. Педагоги:
7.1. осуществляют перспективное планирование учебной деятельности
обучающихся в условиях дистанционного обучения на период не менее одной недели;
7.2. осуществляют отбор альтернативных электронных образовательных
элементов: тестов, глоссариев, лекций, семинаров, электронных редакторов, схем и
других ресурсов;
7.3. своевременно отражают (поурочно) в АИС «Сетевой город. Образование»
прохождение в соответствии с рабочей программой учебного материала, выставляя
полученные учащимися отметки, а также обновляя ссылки и задания на предстоящий
урок;
7.4. организуют
освоение
программ
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования на основе проектной деятельности, как вовлекая детей
в индивидуальные проекты, так и создавая временные «виртуальные» группы.
7.5. согласно расписанию уроков, в электронном журнале заполняют темы
занятия в соответствии с календарно-тематическим планирование, домашние задания
и другие задания для учащихся с указанием сроков их выполнения и формами
оценивания.
7.5.1. модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися (онлайн):
7.5.1.1. за 10-15 минут до начала урока/занятия размещает для обучающихся
ссылку на платформу для проведения онлайн-урока/занятия в электронном журнале в
теме задания на дату проведения урока/занятия и для всех обучающихся ставит
«Обязательное задание» (точку). Дополнительно может разместить ссылку на онлайнурок/занятие в домашнем задании на дату проведения урока.
7.5.1.2. инициирует контакт с детьми в начале урока: предоставляет доступ на
урок, приветствует, проверяет звук, рекомендует обучающимся подключить звук,
видео, отмечает присутствующих на уроке, озвучивает регламент проведения урока (не
более 10 минут).
7.5.2. модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися (офлайн): размещает задание в электронном журнале. Подробно
прописывает задание, какими ресурсами учащийся может воспользоваться для
изучения темы, закрепления материала, указывает дату предоставления выполненных
заданий (если это необходимо) и способ отправки.
8. Отметки
обучающимся
за
работы,
выполненные
во
время
карантина/ограничительных мер, выставляют в графу журнала, соответствующую теме
учебного занятия.
9. Продолжительность рабочего времени педагогов во время дистанционного
обучения определяется исходя из недельной учебной нагрузки в учебный период в
соответствии с расписанием уроков.
9
10. Координатор расписания составляет расписание уроков (онлайн/офлайн),
проводимых педагогами-предметниками по классам.
11. Ежедневное
количество
и
продолжительность
онлайнуроков/занятий/консультаций по классам регулируется требованиями СанПин, а также
объемом учебного времени, отводимого конкретному предмету учебным планом
Школы.
12. С целью выполнения образовательных программ в полном объеме педагоги
применяют разнообразные формы самостоятельной работы, дистанционные формы
обучения.
13. Информация о применяемых формах работы, видах и содержании
самостоятельной работы доводится педагогами, классными руководителями до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
14. Самостоятельная работа обучающихся во время применения электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий оценивается педагогами в
соответствии с разработанной в Школе системой оценки планируемых результатов
(предметных, метапредметных) через обратную связь в электронном виде, а также по
предъявлении результатов проделанной работы (проекта, исследования и т.п.) по
окончании карантина/ограничительных мер.
15. Самостоятельная деятельность обучающихся в период дистанционного
обучения может быть оценена педагогами только в случае достижения положительных
результатов.
16. По темам и заданиям, вызвавшим затруднения у обучающихся при
самостоятельном изучении, учителем проводятся опосредованные (дистанционные)
индивидуальные консультации, а также после выхода с карантина пробелы
устраняются через индивидуальную работу с обучающимися при непосредованном
учебном взаимодействии.
17. Обучающиеся:
17.1. В период карантина/ограничительного режима обучающиеся не посещают
Школу.
17.2. Получение заданий и другой важной информации осуществляется через
электронный журнал, официальный сайт Школы, другие виды электронной связи по
договоренности с учителем и классным руководителем.
17.3. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, изучают указанные
учителями темы с целью прохождения программного материала, в том числе с
применением дистанционных технологий, используя цифровые образовательные
платформы, указанные учителем.
17.4. Обучающиеся предоставляют самостоятельно выполненные задания в
соответствии с требованиями педагогов в электронном виде в сроки, указанные
педагогом.
18. В случае если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может
организовать для ребенка дистанционное обучение с использованием компьютера
(интернет), определяются индивидуальные задания для ребенка с использованием
10
учебников и других пособий, оцениваются знания таких учащихся после окончания
карантинного режима.
19. Родители обучающихся (законные представители) имеют право получать
всю необходимую информацию о карантинном/ограничительном режиме в классе
(Школе), о полученных заданиях и тогах учебной деятельности своих детей во время
дистанционного обучения, в том числе через электронный дневник обучающегося.
20. Родители (законные представители) обучающихся обязаны осуществлять
контроль соблюдения их ребенком комплекса противоэпидемиологических
требований в период действия карантинного/ограничительного режима, а также
выполнения их детьми домашних заданий, учебно-методических рекомендаций
педагогов-предметников.
11